У детей есть интерес к познанию, и его нужно использовать
Интервью
Светлана Поленц: преподаватель образовательного центра «Наукасити», биолог, увлечённый исследователь и популяризатор науки. На её занятиях дети узнают, как устроен организм человека, исследуют особенности животных и растений и учатся работать с микроскопом в лаборатории.
Мы побеседовали со Светланой Вячеславовной, чтобы узнать больше
о комплексном подходе к получению знаний и его пользе для развития детей младших и средних классов.

— Светлана, расскажите, пожалуйста про курс «Четыре стороны науки» и ваш предмет в нем
— Четыре стороны науки — это курс, который отвечает очень важной цели — дать ребенку общий взгляд на науку, на окружающий мир. В рамках курса можно действительно посмотреть на предметы и явления с разных сторон. Что касается биологии в этой программе, здесь мы рассматриваем разнообразные живые организмы, пытаемся понять общие свойства живого, прикоснуться к тайнам жизни на Земле. Я стараюсь показать детям связь биологии с другими науками, дать им практическое представление о дисциплине. Дети учатся работать с микроскопом. Без этого инструмента мы бы никогда не постигли тайн, связанных с клеточным строением, и других невероятных явлений.
Что вы считаете самым важным в профессии преподавателя?
— Самое важное, пожалуй, это ни в коем случае не вести себя, как ментор, всезнающий педагог, который глаголет непреложные истины. Не нужно быть категоричным. Я стремлюсь дать детям понимание того, что изучение окружающего мира — это очень живой и невероятно увлекательный процесс, здесь нет места скуке. Стремлюсь отстраниться от школьной методики.
— В чем отличие Наукасити от школы?
— Сейчас школа переживает нелегкие времена. В школах трудится много замечательных преподавателей, но они находятся в очень жестких рамках. В центре мы имеем преимущество перед другими педагогами, потому что у нас есть свобода. Свобода от узких рамок школьной программы, особенно школьного изучения биологии. Мне не нравится построение школьной программы, потому что пресная подача материала убивает интерес. А ведь биология — одна из самых увлекательных наук.

Самое главное преимущество центра — это возможность поиска новых форм диалога с детьми. Здесь очень важен интерактив, совместная деятельность ученика и преподавателя. Я считаю, что каждое занятие многое дает и самому педагогу.
— Как, на ваш взгляд, родители относятся к центру, зачем приводят детей сюда?
— Причины у всех очень разные, но есть общая тенденция, волна: родители стали гораздо активнее. Я восхищаюсь молодыми мамами, у меня самой ребенок младшего школьного возраста, и я знаю, каково это. Работая в зоопарке, я видела, что есть очень много позитивных, неравнодушных родителей, которые хотят дать ребенку всё, что могут, воспользоваться всеми возможностями, и это меня очень радует.

Сейчас родители внимательнее слушают своего ребенка, испытывают к нему больше уважения как к личности. Родителям интересно проводить время вместе с детьми. Я питаю большие надежды на подрастающее поколение. Самое главное сейчас — не потерять этот запал и интерес, продолжать давать науку детям, увлекать их.
— Как наука может повлиять на будущее детей, как это поможет им определиться с профессией?
— Я надеюсь, что, благодаря науке, дети будут более естественно воспитаны, сформируют широкое мировоззрение. Для меня это главная цель. И еще мы учим детей учиться, получать информацию и творчески к ней относиться, отметать бред и абсурд, который, к сожалению, сейчас течёт по некоторым коммуникационным каналам.

Недавно очередная группа «Наукасити» закончила курс «Как устроен человек» для младших классов. Не факт, что они полноценно изучили анатомическое строение человека, но они поняли, что организм человека — это сложная, интересная система, надо иметь представление о строении своего организма, к нему надо прислушиваться, о нем надо заботиться. И здесь юных исследователей ждет ещё много открытий.

У детей в этом возрасте есть интерес к познанию разных ролей, они любят играть в докторов, например. Этот интерес надо использовать в образовании, детей нужно направлять.