Как мотивировать ребёнка учиться
Интервью с педагогом и психологом
Натальей Хейфец
Задавала вопросы:
Александра Кирсанова
Мама из Екатеринбурга. У Саши сын Вася, ему 1,5 года.

Отвечала:
Наталья Хейфец
Педагог, психолог, гештальт-терапевт. У Натальи сын Марк, он учится во втором классе и посещает занятия Наукасити.
Я встретилась с Натальей Хейфец, чтобы разобраться, почему у детей нет желания учиться, почему родители этого боятся, и что делать, чтобы воспитать в ребенке тягу к знаниям. В интервью много практических и полезных советов, которые вы можете использовать для воспитания своего ребёнка. Вот наш разговор.
— Об отсутствии учебной мотивации с тревогой говорят родители как выпускников, так и первоклассников. Почему у детей пропадает или не формируется интерес к школьным знаниям?
Наталья: Причин много. Дошкольников часто перегружают подготовкой к первому классу. Она начинается в 4,5-5 лет и похожа на школу: уроки, домашние задания, рабочие тетради. Сама подготовка — это неплохо, когда в ней немного занятий. Иначе к школе ребенок устаёт и протестует.

Детям дошкольного и младшего школьного возраста не свойственно сидеть и учиться. Основной вид деятельности для них в это время — игра. Учебная мотивация не у всех появляется к началу 1-го класса. У некоторых она формируется к середине года, у некоторых — к концу, а у кого-то еще позже.
Отсутствие интереса к школе может быть связано с внешними причинами. Школы разные, родители и их амбиции разные, да и дети тоже. Мой сын учится во 2-ом классе. Он ходит в самую обычную, не элитную школу. Я хочу, чтобы он научился учиться: правильно обращаться с дневниками, делать задания, общаться с учителем — в общем, чтоб он научился этому процессу. Мне повезло, потому что моему ребенку многое дается легко. Но есть дети, которым учеба дается труднее. Выбирая школу, нужно соотносить амбиции школы, родителей и реальные возможности ребенка. Иногда первые годы в школе лучше сделать простыми для ребенка: найти школу рядом с домом, познакомиться с учителем, подобрать мягкого, доброго, лояльного человека.
Родители должны понять, что школа — это то, что происходит для ребёнка неожиданно. Не может ребёнок за одну ночь с 31-го августа на 1-ое сентября из весёлого, шаловливого, активного детсадовца вдруг превратиться в целеустремленного, мотивированного, увлеченного учебой школьника. Важно, чтобы родители это понимали и оставались на стороне ребенка, поддерживали его, были рядом.
Что касается детей постарше, то причина угасания интереса к учебе — тот самый подростковый возраст. Обычно 7-8 класс — это провал. Родителей очень пугает подростковый спад. Ребенок в этом возрасте очень сильно меняется. Часто на консультациях родители жалуются, что до 6-го класса ребенок слушался, везде ходил, а вот с 7-го он никуда не хочет, сопротивляется. При этом если первоклассника можно заставить, то семиклассника нет. Для родителей это страшно. Им кажется, что они теряют, упускают ребенка. А на самом деле ребенок просто устал. Либо пришло время изменений гормональных: трудности со сном, всплески эмоций, изменения тела, критика родителей. Некоторые родители очень тревожатся в это время, форсируют события. Но 7-8 классы — в серединке, они не критичны. А к 9-му дети обычно приходят в себя.
Часто в этом возрасте ребёнка родители жалуются, что подросток ничего не делает. Просто лежит. Когда начинаем разбираться, выясняется, что в школу ребенок ходит, уроки делает, с собакой гуляет. Тогда я спрашиваю: «А что еще в вашей картине мира должен сейчас делать ребенок?». Надо внимательно смотреть, он правда ничего не делает, правда резко изменился? Если это так, тогда надо идти к врачу: к психологу, к неврологу, сдавать на гормоны. Но только если это правда резкое изменение, если ребенок забросил все привычки, которые у него были, стал плохо есть, плохо спать, перестал общаться. Тогда стоит посмотреть: не случилось ли чего?
— Несмотря на множество понятных причин, о которых вы сказали, ребенку необходимо справляться со школьной рутиной: посещать уроки, ежедневно выполнять домашние задания. Как родители могут помочь в этом?
Наталья: Если ребенку трудно, если он не справляется сам, надо с ним садиться и делать. Так и говорим: «Открываем дневник… Какие уроки написаны? Что ты хочешь из этого делать в первую очередь? Читай, что задали. Открывай учебник, ищи номер. Тебе нужна помощь? Тебе прочитать задание?». Может быть, первое полугодие первого класса я читала сыну задания, помогала разобраться, что надо сделать, сейчас он научился справляться сам.
— А если ребенок говорит: не хочу, скучно, устал, лень…
Наталья: Тогда нужно его пожалеть, утешить, рассказать, как самим было сложно. Но при этом объяснить, что у него нет опции — не делать. И если при этом мама спокойна, то все будет нормально. Родители часто пугаются: вот мне ребёнок говорит, что не хочет, что его бесят задания. И что? Бесят и бесят. Я призываю на это не реагировать. Мы тоже не все хотим делать на работе, нас тоже что-то бесит, но мы можем с этим справляться, а ребенок нет. Мы должны принять его с этим «бесит», понять его, разделить его чувства, но при этом объяснить, что нет опции — не делать.
— А как быть со «взрослым» ребенком? Если маленького можно пожалеть и все-таки заставить сделать, то как с подростком?
Наталья: Если изначально ребенка научили учиться, то в среднем и старшем возрасте проблем не будет. Иногда на консультациях я предлагаю родителям договариваться с детьми: если ребенок все не тянет, то можно определить для него те предметы, которые нужно делать обязательно, и те, которые не так принципиальны. Когда есть четкие границы, ребенку понятнее и проще.
— В одном из интервью Людмилу Петрановскую, известного психолога, спросили, как заставить девятиклассника делать уроки. Как сделать так, чтоб он чувствовал ответственность в связи с предстоящими экзаменами. На это Петрановская дала, с одной стороны, простую, с другой стороны, очень сложную для выполнения рекомендацию — отстать от ребенка, потому что 9-ый класс не у родителей, а у него, и если уж раньше он всей ответственности не осознал, сейчас делать внушения поздно. Наталья, как вы считаете, можно ли «отстать от ребенка», перестать как минимум контролировать выполнение домашних заданий?
Наталья: У меня есть знакомая в Петербурге, психолог, мама пятерых детей. Двое из них оставались на второй год. Она к ним не лезла. Она говорила: «Ну, что я могу, они выше меня?». В какой-то момент дети сами приходили к ней и говорили: «Мама, я хочу дальше учиться, помоги».
— То есть это продуктивная позиция?
Наталья: В начальной школе лучше так не делать, потому что дети еще не умеют учиться. Если с учителем повезло, то он их этому научит. Если нет, то это задача родителей или того, кто с этим справится лучше родителей. Я согласна с Петрановской, что многие важные для отношений с детьми вещи закладываются до 10-11 лет. И если изначально заложено умение учиться, понимание последствий и ответственности, то в старшем возрасте проблем не будет.
— Многие родители болезненно и тревожно реагируют, если ребенок получает плохие оценки. Насколько важны оценки, и в каком случае нужно действительно беспокоится?
Наталья: Я не считаю, что оценки — это объективный показатель шансов ребенка на успешное будущее. Оценки это показатель, что где-то что-то сложно, а где-то легко. По-честному, как мама не спрашивать про оценки я не могу. Но я могу осознанно отслеживать свою реакцию по этому поводу. Три — это всего лишь три. Когда сын получил первую двойку за словарный диктант, мне потребовалось время, чтобы осознать, что это просто двойка и всё.
Совсем не следить за оценками тоже невозможно. Но надо искать баланс между своими представлениями, как надо учиться, особенностями школы, особенностями и возможностями ребенка. Есть семьи, которые приходят ко мне на консультацию в состоянии истощения: они с ребенком делают уроки весь день. Они больше ни о чем не говорят. Ребенок рыдает, мама рыдает. Как ребенок захочет учиться, если это для него и для всех такая каторга?!
— В отличие от родителей, некоторые дети очень спокойно относятся к системе оценок. Они не стремятся решить лучше, получить балл выше. Это нормально, или нужно мотивировать ребенка на высокий результат?
Наталья: Я бы не переживала по этому поводу. Школа — это процесс. Нет такого, чтобы пришел учиться — и сразу пять. Получать пятёрки все время тоже невозможно. А как тогда ребенок научится переживать неудачу, расстройство, фрустрацию? Постоянная болезненная гонка за пятёрками — это все время тревога и невроз. Какой уж тут интерес к знаниям?
— Но все-таки оценки влияют на результаты экзаменов, а экзамены на возможность поступить в университет. Что делать, если родитель хочет, чтобы ребёнок учился на 4 и 5?
Наталья: Тогда нужно вводить расписание. И поддерживать ребенка в следовании этому расписанию. В этом тоже можно быть добрым и мирным к ребенку. Помогать выдерживать график, осознавать обязательства, учить учиться.
— Часто родителям кажется, что ребенок не просто не хочет учиться, не испытывает интереса к школьным предметам, но не имеет никаких желаний и увлечений в принципе. Что делать, если ребенку ничего не интересно?
Наталья: Важно разделять интерес к учебе и познавательный интерес. Познавательный интерес — интерес ко всему, что есть. И это не про школу. Это не про сидение над учебником. Интерес к учебе может появиться и исчезнуть, может меняться, угасать или возникать снова. Если ребенок не хочет делать уроки, это не значит, что все пропало и он никогда не будет учиться. Это значит только то, что он не хочет делать уроки и всё.

Познавательный интерес формируется с 8 месяцев в поддержке близкого взрослого. И если он сформирован, то пропадать не должен.
— Но если родители все же не замечают у ребенка никаких увлечений вне школы?
Наталья: Скорее всего, у таких родителей есть картинка, как должен проявляться интерес — какой и к чему. И реальность этой картинке не соответствует. Когда у нас сын начал слушать Филиппа Киркорова, мы очень расстроились. Но это же интерес. Хоть он мне и не нравится. В большинстве случаев родители просто еще не нашли или не заметили то, что нравится их ребенку. Либо эти интересы и увлечения проявятся позже, созреют. Мы иногда сами не даем детям проявить интерес. Если мама ходит и постоянно говорит ребенку: «Тебе ничего не интересно, займись уже чем-то», — в конце концов ребенок скажет: «Да, мне ничего не интересно, отстань уже».
— Как поддержать в ребенке познавательный интерес? Как заинтересовать его чем-то помимо школы — музыкой, литературой, техникой?
Наталья: Чтобы сохранить у ребенка познавательный интерес помимо школы, нужно как можно больше ему рассказывать, показывать, самим интересоваться чем-то, кроме работы. Если родитель все время сидит у телевизора, если у него ничего нет: ни книг, ни хобби, ни друзей — как минимум не надо требовать этого от ребенка. Если у родителя нет любопытства к миру, то и ребенку неоткуда его взять.
— Чтобы добиться от ребенка выполнения домашних заданий и хорошей успеваемости, родители прибегают к традиционным методам ограничений, лишений: не сделал задание — не получил планшет. Часто это приводит к обидам и ссорам в семье. А есть ли какие-то более позитивные методы воспитания?
Наталья: Можно предлагать позитивную альтернативу: сделаешь быстро — пойдем пить чай и есть арбуз, сделаешь всё сегодня — будешь свободен все выходные, и мы сможем вместе пойти на каток.

Когда мой сын получил двойку, потому что забыл о задании, я сказала, что после ужина он не будет смотреть мультики, а сразу же пойдет делать то, что он не выполнил. Можно и лишать чего-то, но важно отслеживать, с каким посылом мы это делаем. Когда я наказываю, я не злюсь. Одно дело, когда мы наказываем в злости — в этом много отвержения, унижения. А другое дело, когда я просто говорю, что у нас в доме такие правила: кто уроки не сделал, не получает планшет. Ну что? Так есть. Я в этом спокойна, я и в этом принимаю и люблю своего ребенка.
— Наталья, напоследок поделитесь лайфхаками для тех родителей, которые прямо сейчас обессилены ежедневной войной за учебу. Что можно сделать прямо сейчас?
1
Пойти и налить себе чашку чая или кофе. Выдохнуть. Уже все случилось. Успокоиться, отвлечься на свою жизнь.
2
Начать наблюдать как исследователь. Посмотреть на ребенка, не оценивая его. Попытаться увидеть, где ресурс ребенка, а где зона проблем и трудностей. Понять, на что реагирует ребенок, а на что нет. Убедиться, правда ли он ничего не делает? Или что-то делает? Есть у него друзья? Что-то ему нравится хоть немного больше остального? Посмотреть, как ребенок делает уроки. Может, ему нужна помощь чисто технически, организационно.
3
Спросить, чем помочь. Не ругать, не предъявлять требований, а озвучить, что готовы помочь.
4
Начать рассказывать о своем школьном опыте. Не верю ни одному родителю, который говорит, что ему в школе скучно не было. Прямо так и рассказать: «Мне было скучно, я не хотел что-то делать, и тогда я шалил, сбегал, списывал…» .
5
С младшими детьми переводить в игровые формы. В Интернете есть картинка открытого учебника, и после каждого абзаца на странице лежит маленький мармеладный мишка. Со старшими детьми искать легкие формы представления материала: плакаты, видео…
6
Поговорить с учителем. Узнать ее мнение, чем вы можете помочь. Сказать, что вы уже делаете, спросить, что еще можете сделать.
7
Занять ребёнка какими-то интересными вещами помимо школы, чтоб у него была отдушина. Проводить время вместе: читать, гулять, играть, развлекаться.
8
Хороший способ развивать познавательный интерес — настольные игры. Есть игры, которые специально разработаны для развития письма, речи, чтения, навыков счета. Такие игры улучшают память и внимание. Оценки могут не улучшиться, но учиться ребенку станет легче.