Как развивать ребёнка
с помощью настольных игр
Эксперимент мам из Екатеринбурга
Автор: Александра Кирсанова.
Мама из Екатеринбурга.
У Саши сын Вася, ему 1,5 года.
В выходные я собрала своих подруг и их детей, чтобы поиграть в развивающие настольные игры и проверить, насколько они полезны и интересны.

Поиграть с нами и рассказать о пользе настолок согласилась Наталья Хейфец, педагог, психолог и мама второклассника Марка. В этой статье я расскажу о всех типах игр, как в них играть и как извлечь из этого максимальную пользу. Поехали!
Кто играл:
Дети:
Стася, 6 лет
Лера, 8 лет
Марк, 8 лет
Максим, 10 лет
Кристина, 10 лет

Мамы:
Александра, Наталья и Галина.
Пока дети знакомились, Наталья рассказала мне, когда могут пригодиться настольные игры и какие компетенции ребенка они развивают.
Какие бывают игры
Игры на внимательность
В таких играх нужно найти что-то одинаковое или разное в наборе карточек или предметов. Они тренируют внимание, наблюдательность, умение сравнивать и сопоставлять.
Наталья показала нам две игры на внимательность — «Доббль» и «Квадрики». В первой нужно найти общие элементы на карточках с изображениями, а во второй заметить сходства или отличия между собачками.
Игры на память, или Memory
Обычно в memory нужно запомнить и через несколько секунд повторить расположение карточек с одинаковыми картинками. Это тренирует зрительную память. Среди memory есть игры, развивающие ассоциативную и слуховую память. Например, игра «Головоноги», в которой предлагается запомнить имена нескольких десятков странных существ — головоногов.
Игры на мышление
Эти игры учат детей анализировать информацию: выделять признаки, обобщать или отличать предметы на основании их свойств.

Наталья показала нам игру «Барабашка». В этой игре нам нужно было сравнить изображение с набором реальных предметов и вычленить полностью совпадающий на картинке и в реальности элемент или найти тот, который не представлен на картинке ни одним из своих свойств — ни формой, ни цветом.
Игры на стратегию
Стратегические игры сложнее, чем игры других типов. Они развивают интеллект ребенка, учат его оценивать ситуацию, прогнозировать ее развитие и принимать решения. Хорошей тренировкой стратегического мышления Наталья считает игру «Черепашьи бега», где задача игрока — быстрее других привести черепашку своего цвета к финишу. При этом действовать нужно так, чтобы никто не догадался, за какую черепашку играет участник.
Игры на отработку учебных навыков
Есть игры, созданные для совершенствования конкретных учебных навыков: счета, чтения. Отдельного внимания в этой категории заслуживают игры компании «Банда умников», ориентированные на школьную программу. Наталья показала нам примеры игр, помогающих в освоении счета, — «Семь на девять» и «Турбосчет».
Как играть?
Инструкция для родителей
1
Найти в себе внутреннего ребенка и получать удовольствие от процесса.
2
Контролировать себя: не соревноваться с ребенком, но и не поддаваться все время.
3
Выключить учителя, перестать указывать ребенку и направлять его.
4
Не «передавливать»: помнить, что прежде всего игра — это удовольствие, а потом уже тренировка.
Как помочь ребенку пережить проигрыш
Детям тяжело проигрывать. У некоторых проигрыш вызывает настоящую истерику. Даже если ребенок начинает кричать, возмущаться, топать, рвать или бросать карточки, родители должны оставаться спокойными. Не нужно поддаваться ребенку и оберегать его от проигрыша — так он никогда не научится справляться с разочарованием. Если ребенок расстроился, нужно поддержать его, сказать: «Да, ты огорчен, но так бывает…».
Как мы играли
Мы с детьми попробовали четыре игры разных типов. Внимательность мы развивали с помощью «Доббля», память улучшали, придумывая и запоминая имена «Головоногов», навык счета тренировали в игре «Халли Галли», а стратегическое мышление совершенствовали за «Барабашкой».
«Доббль»
Доббль — игра на внимательность и скорость. Игра состоит из набора 55 круглых карточек, на каждой из которых изображено 8 предметов. Между каждыми двумя карточками есть одно совпадение, которое нужно найти.

Правила допускают 5 вариантов игры, которые сводятся к тому, чтобы собрать как можно больше карточек или быстрее всех избавиться от них.

Для разминки мы начали с простого варианта. Стопка карточек кладется в центре стола. Ведущий переворачивает карточку за карточкой. Тот, кто первый увидел совпадение между перевернутой и предшествующей карточками, хлопает по столу ладошкой.
Кто-то хлопнул, заметив сыр на обеих перевернутых карточках.
После легкой разминки мы немного усложнили игру. Наталья раздала каждому равное количество карточек, одну оставив в центре. Задача каждого — последовательно открывать свои карточки и находить на каждой из них совпадение с картой, лежащей в центре. Если совпадение найдено, карточка сбрасывается в центр стола. Победителем игры признается тот, кто сможет быстрее сбросить все свои карточки. Сложность в том, что карточка в центре, с которой нужно сравнивать свою, постоянно меняется. Дети оказались наблюдательнее мам и быстрее освободились от карточек.
В какой-то момент глаза не видят очевидного, а мозг начинает скрипеть. Мы с Галей в отстающих
Разработчики рекомендуют «Доббль» детям от 6 лет, но мне кажется, что с игрой справятся и дети помладше.
«Головоноги»
Стопка из 60-ти карточек с изображениями головоногов кладется в центре стола. Каждый по очереди переворачивает карточку и придумывает имя для существа, которое на ней изображено. Головонога нужно не просто назвать, но и постараться запомнить «в лицо». Если уже названный кем-то головоног встретится еще раз, нужно его опознать и назвать по имени. Самый быстрый забирает себе все перевернутые карточки, а победителем признается тот, у кого карточек наберется больше.
Марк придумывает имя синему головоногу
«Головоноги» — не только отличная тренировка памяти, но и простор для словотворчества и фантазии. Дети изобретали самые необычные имена, мгновенно подбирая их в соответствии с «внешностью» монстра: детские Розовася, Пушистик, Длиннорук звучали гораздо интереснее придуманных взрослыми Марусь и Петь.
«Хали Гали»
«Халли Галли» — набор из 56 карточек с изображениями бананов, клубники, лаймов или слив. На каждой карточке размещено от 1 до 5 изображений одного фрукта. Кроме карточек, в набор игры входит кнопка со звонком. Карточки раздаются поровну всем участникам. По очереди каждый игрок переворачивает свои карты. Как только на столе окажется изображение 5 одинаковых фруктов, нужно заметить это и нажать на кнопку звонка. Тот, кто считает быстрее, забирает себе все перевернутые карточки. Выигрывает участник, собравший все карточки.
За секунду до звонка: на столе пять изображений клубники.
«Халли Галли» эффективна для тренировки устного счета. Но чтобы победить, уметь считать до пяти недостаточно. Нужно быть наблюдательным и быстро реагировать. Дети опять оказались быстрее и внимательнее, чем мы с Галей. А победила в нашей партии Стася — самая младшая участница.
«Барабашка»
«Барабашка» — это пять деревянных предметов: синяя книга, белое привидение, красное кресло, зеленая бутылка, серая мышка и 60 карточек с их изображениями. Все карточки делятся на два типа: на одних есть изображение предмета, которое полностью совпадает с фигуркой, на других карточках какой-то предмет не представлен совсем — ни цветом, ни формой. Наталья открывала карточки, а наша задача была в том, чтобы быстрее других схватить предмет, совпадающий с карточкой, или тот предмет, которого на карточке нет.

После трех игр дети устали и быстро оставили за «Барабашкой» только взрослых.

Для нас «Барабашка» оказался интересной и непростой тренировкой логики, внимательности и реакции.
Что мы поняли в итоге
Проведя вечер за настольными играми, я поняла следующее:
1
Настольные игры — это не скучно. За весь вечер никто из детей ни разу не потянулся за смартфоном, все были поглощены процессом игры.
2
Настольные игры помогают развивать навыки, которые пригодятся детям в школе и в жизни. Часто родители жалуются, что ребенок не хочет учиться. При отсутствующей мотивации Наталья рекомендует семьям настольные игры. С их помощью ребенок учится понимать, что учеба — это не только про школу, но это и про развлечение, про удовольствие.
3
Настольные игры объединяют семью. Игра увлекает и взрослого, и ребенка и дарит самое ценное — время, проведенное совместно.
4
Настольные игры полезны и взрослым для поддержания «интеллектуального тонуса».