Можно объяснить детям науку на бытовом уровне
Интервью
Химик Екатерина Мехаева говорит о том, почему родители стремятся дать детям дополнительное образование и чем уникален центр «Наукасити».

— Как вы пришли в профессию?
В 10 классе я сходила на День открытых дверей на химфак УрГУ (ныне УрФУ им. Б.Н. Ельцина) и в тот момент решила, что буду поступать именно туда. Там к нам, школьникам, отнеслись серьёзно. И сразу отвели в лабораторию, из которой просто не хотелось уходить, так было интересно.

Во время учебы и я проходила практику в научно-исследовательском институте органического синтеза. Окончив вуз, начала работать на химическом заводе инженером-исследователем. Это было в 2008 году. Мне очень там понравилось.

Мы изготавливали строительные материалы (клеи, замазки и тому подобное): разрабатывали рецептуры, составляли карты состава, проводили анализ готового продукта.

После химзавода я пошла работать на станцию переливания крови и проработала там 8 лет. Это был потрясающий опыт. Мы не просто исследовали что-то, но и применяли это на практике. Мы занимались криоконсервированием эритроцитов. Исследовали свойства кровяных клеток при воздействии низких и сверхнизких температур. Эта область науки продолжает широко развиваться.

Несколько лет назад я начала работать в школе. Мне комфортно и интересно учить детей. С окончания университета и до настоящего времени я активно занимаюсь репетиторством, подготовкой к ЕГЭ и просто помощью по школьной и университетской программе. Именно преподавать мне всегда и хотелось.
— Насколько дети восприимчивы к информации?
С детьми возраста 2-4 классов работать не легко, но очень интересно. Я заменяла несколько раз преподавателей старших групп, и заметила, что от них нет такой эмоциональной отдачи, как от младших.

Дети просто в восторге от того, что они видят, опыты — это для них чудеса. И они сами могут их творить, и учатся объяснять, что же произошло. У них колоссальный набор эмоций. Кроме того, в таком возрасте их тяжело сконцентрировать. Бывают случаи: например, занятие в выходной, а у ребенка какие-то планы на вечер. И он думает только об этом и не может сосредоточиться на учёбе. Вот тут нужно держать дисциплину.
— Чем Наукасити отличается от школы?
В редко какой школе есть такая материальная база, как в центре. Реактивы, пробирки, химические вещества, инструменты, — всё, что нужно для практики. Когда я училась в школе, мне были интересны опыты, потому что это главное в химии. И мне кажется, что ребенка сложно заинтересовать, когда у него о химии представление только теоретическое. У меня ребята всё время спрашивают: «А когда же мы уже будем химичить?». И у нас в школе, конечно, тоже есть материальная база, но такой, как в центре — нет.

Кроме того, мы в Наукасити даём детям то, что выходит за рамки школьной программы. Мы стараемся рассказывать им о том, что окружает нас в мире. Например, ребенок может посоветовать маме в магазине, какое средство для мытья посуды лучше купить. Можно объяснить детям науку на бытовом уровне.

В школе чёткая, объёмная программа, там необходимо рассказать весь запланированный материал, и иногда не остаётся времени, чтобы продемонстрировать самое интересное. Здесь же как раз есть на время и возможность дать наиболее увлекательный материал.

Руководство центра поощряет интересные идеи от преподавателей. Недавно мы с детьми делали бомбочки для ванн. И каждый с этой бомбежкой шёл домой и маме рассказывал. Все получили большое удовольствие от увлекательного процесса.
— Расскажите, пожалуйста, про «Четыре стороны науки» и науку в домашних условиях.
Этот курс приоткрывает дверь в каждую науку. Ребёнок учится по-другому воспринимать природу окружающих вещей. Учится описывать разные явления, процессы и механизмы, встречающиеся в повседневной жизни.

Чтобы интересно подать информацию, мы находим подходы, которые больше всего нравятся ребенку. Например, ребёнок увидел реакцию соды с уксусом и понял её назначение. И вспомнил, что ещё видел это в мультике.

Мы показываем юному исследователю все стороны наук, и он может выбрать то, что ему интереснее всего изучать. Программа по химии построена на том, чтобы посмотреть на неё со всех сторон.

На этом курсе каждый преподаватель, можно сказать, рекламирует свою науку. Целостно и подробно, презентуя только самое яркое. Мы даём ребёнку возможность протестировать всё своими руками. Если ему мало будет двух занятий, то мы предлагаем расширенный курс. В выборе его никто не ограничивает.
— Насколько в процессе обучения важна практика?
У нас был такой случай: ученик делал школьную исследовательскую работу прямо у нас в лаборатории, на базе наших материалов. Потому что дома нет возможности организовать лабораторию. Его мама его была очень заинтересована в этом. Потому что в школах сейчас все настроены на проекты, и химия — практическая наука. Но вряд ли кто-то третьеклассника пустит в лабораторию в обычной школе.

А у нас — пожалуйста, мы проследим, чтобы всё было безопасно.

Мне кажется, ребёнок после занятий нас может на фоне других учеников выделиться и иметь успех. Многие будут спрашивать у него совета, у него будет авторитет в классе. Это важно, когда ребенок выделяется в каком-то предмете в коллективе, это его преимущество. Это всегда мотивирует к учёбе.
— Почему родители хотят дать детям дополнительное образование?
Им часто бывает некогда заниматься с детьми, но хочется, чтобы ребёнок всесторонне развивался и познавал мир.

Центр Наукасити — один такой. Многие родители отдают своих детей в художественную или музыкальную школу, или в спорт, или учить иностранные языки. До недавнего времени больше альтернатив не было. А сейчас есть — естественные науки, исследовательская деятельность.

Моя мама — биолог, и, возможно, она, когда я была ребенком, отдала бы меня в биологический или химический «кружок», зная, что мне это нравится. Но тогда их не было. А сейчас у родителей есть возможность еще в начальной школе дать ребенку очень широкий выбор увлечений и дополнительного образования. Курс «Четыре стороны науки» создан именно для того, чтобы показать разнообразие естественнонаучных дисциплин и помочь ребенку определиться.